Как поделить полномочия, имущество и финансы, — Сергей Борзов о принятии законопроекта 3651-д

Сегодня Верховной Радой Украины принят законопроект 3651-д О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упорядочения отдельных вопросов организации и деятельности органов местного самоуправления и районных государственных администраций.

Как сообщают на сайте Винницкой облгосадминистрации, на важности принятия указанного законопроекта акцентировал внимание председатель ОГА Сергей Борзов, в частности отметив: «Сегодня парламент сделал то, чего ждали все общины. Закон 3651-д позволит избежать правового хаоса: как поделить полномочия, имущество и финансы. Без него большинство из советов не смогли бы провести первые сессии, потому что автоматически прекращаются полномочия депутатов и глав предыдущих советов. Возникает вопрос полномочий и правопреемства. Сейчас непонимание на местах системы управления территорией в связи с админреформой — все ждем полноценной трансформации системы».

Также глава региона отмечает, что встанут вопросы после ликвидации существующих районных советов как юридических лиц и, соответственно, раздел имущества между общинами. В частности, если были в одном районе, а в будущем будут в составе двух разных (например, Ильинецкая община — в Винницком районе, Дашевская община — в Гайсинском районе).

Сергей Борзов убежден, что нужен целостный процесс реорганизации советов, бюджетного процесса на всех уровнях, согласованных действий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления – с минимизацией рисков несвоевременной выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений, непрерывности процессов предоставления услуг населению, в частности деятельности заведений образования и медицины.

Центры влияния при децентрализации: в ожидании разграничения полномочий органов местного самоуправления.

«Для большинства общин Винницкой области Выборы закончились. Надо учиться жить по-новому. – комментирует Сергей Борзов, — Отныне органы местного самоуправления в общинах самостоятельно принимают решения, имеют собственные бюджеты, полностью отвечают за предоставление базовых услуг своим жильцам и за развитие общины… И должны самостоятельно определять проблемы и искать пути их решения».

Путь децентрализации

По результатам всеукраинского социологического исследования «Децентрализация и реформа местного самоуправления», проведенного в сентябре 2020 года, 59% украинцев считают нужной децентрализацию; 87% считают, что необходимо установить государственный надзор за законностью решений органов местного самоуправления. 92-93% считают, что необходимо досрочно прекращать полномочия местных властей или главы в случае бездействия или принятия решений, которые могут негативно повлиять на общину или угрожают территориальной целостности страны.

«Хорошо, что в 2014 году была политическая воля начать реформу, и должна быть и политическая ответственность, чтобы ее завершить. Но тогда ее не хватило. При передаче финансов и полномочий на места, параллельно нужно было бы предусмотреть надзор за законностью решений органов местного самоуправления и соблюдения прав и свобод граждан. Предыдущий механизм, по которому общий надзор за решениями местной власти осуществляла прокуратура, был отменен, а новый не ввели. В результате, Украина – единственная европейская страна, где нет системы контроля за решениями органов местного самоуправления. Исправляют эти ошибки только сейчас», — отметил руководитель ОГА.

22 года Украина шла к реформе

Прибалтийские страны, которые тоже получили в наследство управление постсоветской системы, начали децентрализацию в 1998 году и завершили ее за 11 лет. У нас же делали шаг вперед и два назад.

В 1998 году утвердили первую Концепцию административной реформы в Украине. Но дальше дело тогда не пошло.

Следующей попыткой стала реформа вице-премьера Романа Бессмертного в 2005 году. «Если не проведем территориальную реформу, страна обречена на ковиляння в цивилизационном процессе», — говорил Бессмертный. Однако, тогда негативный общественный резонанс не дал ее внедрить.

Инициативы были не только из центра, но и с мест. В 2011 году в Винницкой области утвердили Концепцию реформирования местного самоуправления (https://bit.ly/3lDDoE8 ). В основе которой опыт проведения реформы в Польше. Документ был одобрен как базовый для проведения реформы. Не внедрили — не хватило «политической воли» руководства страны.

Очередной этап реализации реформ начался за премьера Арсения Яценюка и вице-премьера Владимира Гройсмана — 1 апреля 2014 года (https://bit.ly/2KeImJT). Концепция предусматривала сохранение трехуровневой организации власти; образовать большие по размерам «объединенные территориальные общины» и передать им управление значительной частью базовых услуг с одновременным обеспечением бюджетной самостоятельности; создать исполкомы районных и областных советов, которые будут управлять соответствующими функциями. Реализация концепции была запланирована на 2014 (первый этап) и 2015-2017 (второй этап) годы. Но и на этот раз не реализовали до конца.

Решили проводить объединение общин в добровольный способ, по примеру стран Прибалтики. В феврале 2015 года одобрили Закон о добровольном объединении территориальных общин и Методику формирования способных общин (https://bit.ly/38JHJ4Z ).

Но видение государства, высказанное в Методике, и видение общин часто отличались. Много областных государственных администраций, в том числе и Винницкая разрабатывали Перспективный план формирования общин с приоритетом на создание минимально возможного количества общин в области. Первым проектом Перспективного плана было предусмотрено создание 59 ОТГ. Проведена общественная экспертиза выявила ряд нарушений этого проекта – от отсутствия проведенных консультаций с общинами в нарушение требований Методики (https://bit.ly/35sUXRH ). В результате, руководство ОГА в 2016 году вносит изменения в проект Перспективного плана.

Общины же часто хотели объединяться в том формате, который считали целесообразным и о котором удавалось договориться между собой. Часто новообразованные ОТГ были довольно небольшими, но им удавалось показывать довольно неплохие результаты самостоятельной работы, а жители ощутили преимущества децентрализации.

В декабре 2019 года председатель Винницкой облгосадминистрации Владислав Скальский подписывает проект Перспективного плана, которым предусмотрено создание 63 ОТГ в области и 5 мая 2020 года документ утверждает Кабмин (https://bit.ly/3lzo0IY ). Планом было предусмотрено фактическую ликвидацию 11 уже существующих ОТГ путем присоединения к другим общинам. После этого облгосадминистрация получает 12 судебных исков с требованием изменить общин Перспективный план и обеспечить их дальнейшее самостоятельное функционирование . В семи исках суд удовлетворил требования общин, пять еще ждут решения. Таковы результаты работы ОГА под руководством «технократов».

Проведены 25 октября 2020 года местные выборы завершили формирование нового административно-территориального устройства страны на уровне общин и районов. Фактически, только сейчас созданы все предпосылки для проведения настоящей децентрализации, когда всем без исключения общинам будет передан максимум полномочий и соответствующих ресурсов. Принятый во втором чтении законопроект No3651-д урегулирует правопреемство органов местного самоуправления общин и районов, вопросы разграничения имущества общей коммунальной собственности общин района. А также новая редакция законов о местном самоуправлении и о местных государственных администрациях (No4298), который структурирует полномочия местных госадминистраций. Предполагается, что местные администрации будут выполнять три основные функции: координировать деятельность территориальных подразделений центральных органов исполнительной власти, обеспечивать законность на территории и осуществлять функции исполнительного органа областных и районных советов (до внесения соответствующих изменений в Конституцию).

«Сегодня без политиканства и популизма надо вместе эффективно работать. У меня такое же стремление к объединению общества и поиску общего знаменателя, как у Президента Украины Владимира Зеленского. Надо прекращать риторику раздора и противостояния, которую начали использовать некоторые политические силы. Местные выборы продемонстрировали, что для украинцев на Западе и на Востоке, на севере и на юге страны самое важное — это благосостояние своего края и создание комфортных условий жизни, а не политические манипуляции и искусственное противопоставление. Нам вместе надо жить. Без права на ошибки», — резюмировал Сергей Борзов.

Винница Сити

Оставьте комментарий